Школа-Парк: деятельность за полгода

Можно поделиться результатами 5 месяцев Парк-школы, которую мы выращиваем в Киеве.
1 (и главное). В чистом виде модель еще не реализуется — элементарно слишком мало людей — у нас в школе 12 человек, в т.ч. 5 — младших — до 7 лет. Поэтому, если называть вещи своими именами, то Школа-Парк в Киеве — это пока только демократическая школа (свободный выбор занятий детьми и совместное принятие решений), чем работающая модель Парка. Будет нас побольше — поделюсь новыми результатами. Таким образом, результаты школы на сегодня — это результаты работы только принципа свободного выбора занятий.
2. В гостях у нас были уже ребята из Милана, Парижа и Цюриха — общались с детьми, делились новой информацией.
3. Собственно, результат №1 — дети счастливы! Они бегут в школу с утра и не хотят уходить вечером. Они хотят ходить в школу — им здесь интересно и нравится.
4. Аттестация по школьной программе в гос.школе проходит нормально — ребята занимаются в своем темпе, как удобно каждому, реально затрачивая на школьные предметы в 2-10 раз меньше времени и получая средние и высокие оценки.
5. Понимание собственных интересов происходит еще достаточно слабо — в школе очень много игр, общения между детьми,  но особо выявленных интересов — мало. Полагаем, одна из причин — таки мало людей.
6. Перестройка на самоуправление шла тяжело и продолжает идти непросто — особенно у людей, которые хорошо учились в обычной школе.
7. Прекрасные отношения между ребятами разного возраста — от 5леток до 16летних. Есть ощущение коллектива.
8. Чем занимаются \ занимались ребята (старшие) эти 5 месяцев более-менее продолжительно: рукоделие, театральное искусство, кулинария, деловой этикет, психология, фризби (летающая тарелка — командная игра), игра на губной гармошке, выпуск газеты, создание сайтов, сборка корпусной мебели, занятия с малышами, организация ярмарки собтвенных поделок, занятия языками (английский и французский, начинаем немецкий — я (руководитель) начал его учить сам, ко мне подключилась одна девочка). Немножко катались по Киеву (хочется больше) — радио ХитФм, телецентр, аквапарк, играли в боулинг, ходили в 3D кино, ездили на балет, катались на коньках. Очень хотим добавить путешествий в места, где работают люди. Время от времени к нам приходят самые различные люди, в т.ч. — ребята из разных стран и делятся своим опытом, рассказывают много историй.
9. Большое значение имеет совместное принятие решений и принятие общих правил в школе. Процедура демократического собрания и это совместное принятие правил школы много дает ребятам в самых разных планах.
10. Главные проблемы:а. невозможность запустить парковые технологии по причине малого количества детей, б. не получается переключить многих ребят на преследование собственных интересов — во-многом, они часто болтают дни напролет (иногда готовясь дома, так как в школе жалко времени), в. часто бывает непросто с родителями старших ребят, которые ожидают, что ребенок будет счастлив, отлично владеть общеобразовательной программой и одновременно преследовать собственные интересы, г. сложно ребятам научиться справляться со свободой выбора — очень привыкли к тому, что им говорят, что делать — переход очень-очень непростой: они понимают свободу либо как возможность совсем ничего не делать, либо как необходимость делать все вдвое быстрее.
11. Очень важно. Еще раз вплотную подошли к вопросу контрактов со старшими детьми: заключили их с тремя старшими — обсудили цели и прописали взаимные обязательства сторон и санкции за невыполнение. Пока — работает. Ведь свобода = ответственность, а то у родителей часто складывается ложное впечатление, что в парк-школе можно ничем не заниматься целыми днями.
Вот так и живем пока 🙂 Есть запросы от родителей на открытие школ в других районах Киева: Позняки и Голосеевский — можно записываться, также ведем работу над открытием Парк-школы в Одессе в сентябре 2011.

Запись опубликована в рубрике Альтернативное образование, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария на «Школа-Парк: деятельность за полгода»

  1. Ольга говорит:

    Здравствуйте!
    есть ряд вопросов, можно ли получить ответ:
    2. мне не понятно как проходит подготовка детей по обязательным школьным предметам за определенный класс?
    3. где можно ознакомиться с мировой практикой системы «Парк-школы»?
    4. где на Позняках планируется открытие?
    заранее благодарна
    Ольга

    • 2. Очень широкий вопрос — как происходит образовательный процесс указано на страницах сайта. Если можно — чуть конкретней…
      3. О демократических школах можно почитать в следующих источниках
      Школа-Парк Россия http://www.park-school.ru
      Сеть школ Садберри Велли http://www.sudval.com
      Хорошая статья о Школе-Парке http://ps.1september.ru/1999/49/6-1.htm
      Информация о выпускниках демократических школ (наиболее консолидирована) – здесь: http://www.sudval.com/05_alumni.html Это выдержки из книг о выпускниках сети школ Sudbury Valley (школы в разных странах)
      2 сайта, на котором есть списки демократических школ в мире: http://www.educationrevolution.org/lisofdemscho.html, http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_democratic_schools
      несколько газетных статей на русском о разных демократических школах http://ps.1september.ru/2000/75/vkl-5.htm — Статья про различия российской Школы-Парк и Саммерхилла (самой известной демократической школы в мире)
      http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200205208 – Новый взгляд на школу (автор – один из основателей Садбери Велли)
      http://ps.1september.ru/1999/49/4-1.htm — статья про Саммерхилл – первую демократическую школу (основана и работает в Англии с 1921 года)
      4. Где на Позняках — еще не знаем — на данном этапе идет набор. Когда будет 12 ребят в предварительном списке записи, мы будем определяться точно с помещением. На данный момент — в списке 3 человека.

      • Ольга говорит:

        Ярослав, спасибо за ссылки, с их частью уже знакома, буду изучать остальные )

        Я хочу уяснить один важный и широкий вопрос, по закону ребенок должен учиться в школе и получить
        аттестат. Мне пока не понятно следующее:
        4. если ребенок посещает (сейчас) спорт. секции, кружки и пр., но до 19.00 будет находится в Школе, как тут?
        5. как организована физ. подготовка детей во время «учебы»?

        наверное, нужно к вам прийти в гости…. ))

        • 0. Прежде всего, действительно, приходите в гости 🙂
          1. Документы — в или в школе Афины, с которыми мы сотрудничаем, или в 31 школе Симферополя — дистанционное обучение
          2. Не совсем: с Вашего позволения, не буду отвечать на этот вопрос
          3. Работа направлена на взращивание ответственности у ребят. Если мы говорим о младших, там контроль за работой — достаточный, и дети все сдают. Возможности для выбора у них меньше, чем у старших и постепенно растут с возрастом.
          По-поводу давления, учения и т.д.: мы не порхаем в облаках, и понимаем, что нельзя делать исключительно то, что хочешь. Со старшими мы планируем процесс прохождения общеобразовательной программы и контролируем его. В случае, если ребенок не справляется, мы или родители оказываем давление — ведь результата достичь нужно. И если ребенок не справляется со свободой — она для него уменьшается. Отдельно репетиторов нанимать не нужно — во-первых, у нас самих для этого есть бюджет, во-вторых, мы и сами справляемся.
          4. У нас ребята уходят тогда, когда нужно… То есть, они тоже посещают дополнительные кружки и в эти дни уходят из школы раньше.
          5. Физподготовка у нас не самая сильная и проходит в виде игр на свежем воздухе (в том числе — любимого фризби).
          Надеюсь, ответил.

Добавить комментарий для Ярослав Коваленко Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *