Класс-школа vs. Парк-школы

Заметки основателя системы «Школа-Парк Милослава Балабана» (выдержки из книги «Школа-Парк: Как построить школу без классов и уроков» М., 2001)

Принято, например, оценивать эффект школьного образования по тому, что она якобы дает своему ученику. Но исходный постулат либерального образования гласит, что личностное развитие идет там, где человек действует активно и самостоятельно: не берет, а добывает сам и отдает другим то, чем богат.

Еще с времен Руссо известно, что школа не столько «дает», сколько «отнимает» нечто самое важное в судьбе человека. Класс-школа вынуждена игнорировать почти все важные и вполне реальные духовные ценности, начиная с любопытства, упорства, честности, мужества и кончая находчивостью, веселым характером и дружелюбием.

Мы давно смирились с тем, что начальная, средняя и высшая школа укорачивает на 15 и более лет у каждого поколения свободу жить в своем личном времени и пространстве. Почти каждый из нас лишается самого ценного (для него и для человечества в целом) достояния — возможности максимально развить индивидуальные врожденные потенции и реализовать собственный взгляд на мир.

Ведь не секрет, что постоянное и успешное выполнение заданий, которые открыто навязываются как внешние, чужие императивы, неизбежно ведет к деградации разума и рассудка почти любой личности.

Как всякая иная монополия, массовый стандарт классно-урочного образования основан на силовом одарении грамотой — одним из очень полезных технических искусств. Но атрофируются все остальные искусства: от умений танцевать, стругать и копать до навыков общения, торговли и защиты.

Настоящее развивающее образование наиболее эффективно идет в открытом, трудовом обороте реального опыта между старшими и младшими поколениями.

То, что школьные знания обычно используются учениками лишь на опросах и экзаменах, вскрывает природу столь мощного воздействия классно-урочного механизма на целые поколения.

Мы хорошо понимаем: реальное знание нельзя передать, оно всегда развивается, живет и действует как абсолютно ЛИЧНЫЙ опыт.

Школьная доблесть — способность синхронно, безропотно и точно выполнять единую команду — нигде не возводилась в абсолют, кроме армии, каторги и церковного обряда.

Многие справедливо считают, что главной учебной ценностью должно быть не умственное послушание, а развитие личной воли, которая сможет обеспечить эффективный поиск своего, субъективно-значимого знания. А это может случиться лишь тогда, когда учеников «отпустят на волю» Самым непопулярным аспектом организации любой парк-школы еще долго останется ее кажущаяся внешняя досужесть: там ученик может «без толку бродить», вместо того чтобы «дело делать». Но именно «волевой» режим реализации личной свободы позволяет достичь оптимального баланса с личным выбором как главным условием развития глубинных творческих структур личности.

Учебный эффект интенсивного обращения знаний в парк-школе столь высок, что обычные школьные цели там легко достижимы. Об этом свидетельствует опыт парк-школ типа Садбери Вэлли. Обретенный на своем собственном уровне опыт в учебном предмете позволяет каждому учащемуся легко сдать стандартные экзамены, для чего ему приходится запомнить лишь несколько терминов.

В парк-школе не нужно ни стандартного учебника, ни других действий по общей команде. Здесь каждый, кто читает свою книжку по истории (иногда написанную на недоступном для других языке), неизбежно становится ценным источником информации для всех, кому интересна история.

Милослав Балабан «Школа-Парк: как построить школу без классов и уроков», М., 2001

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *