Философия и ценности

Смысл существования нашей демократической школы – обеспечить возможность свободного образования тем, кому не подходит авторитарная система классических школ. Это отдушина и кусочек свободы для тех, кто против системы принуждения и кто верит, что дети вправе на собственную жизнь и личный выбор уже в раннем детстве. Место, где никто не принуждает делать домашнее задание и не оценивает детей. Для нас, это также построение более естественной модели общества, чем та, которая существует в обычных школах – с маленькими разновозрастными группами детей. Мы верим в Дикси – как в оазис счастливого дества, где каждый занимается тем, что ему близко, столько, сколько хочет. Где отношения – важнее, чем обучение. Где процесс – важнее результата.

Мы были такими с самого старта школы в 2010 году и никогда не шли на компромиссы в наших ценностях. Сейчас мы все еще остаемся самой радикальной альтернативной школой в Киеве. Поэтому у нас всегда есть свободные места 🙂

В процессе работы ми дошли к созданию собственной миссии: Свободная, Осознанная, Счастливая Личность. Она относится не только к детям, но и к взрослым в школе.

Через какое-то время мы поняли, что миссию необходимо транслировать через конкретные инструменты и разработали Кодекс Дикси. Он направляет нас в ежедневной деятельности.

  1. Мы работаем на знания, а не на оценки (Лучше выучим меньше, но качественнее)
  2. Мы работаем с внутренней мотивацией (Идем за ребенком, его увлечениями и потребностями)
  3. За знания ребенка совместно несут ответственность мастера, родители и дети
  4. Чем заниматься в школе, выбирает ребенок
  5. У нас совместное принятие решений на еженедельном общем собрании детей и мастеров
  6. Школьная жизнь регулируется правилами, принятыми на общем собрании
  7. Наша иерархия ценностей:
    – на первом месте – миссия школы
    – на втором – помочь ребенку научиться учиться самостоятельно
    – на третьем – академические знания и навыки

Конечно же, мы странная школа. Общаясь с родителями, которые рассматривают нас, как школу для своего ребенка, мы рассказываем, что подходимо 90% детей, но лишь 10% родителей. Все потому, что принять право на свободу и свободную жизнь собственного ребенка мало кто отваживается. С детьми мы на Ты и по первому имени. Почерк и работы учеников Дикси далеки от классических за формой и содержанием. Они очень аутентичны, хотя и не причесаны. Мы не считаем, что у всех должен быть универсальный комплект умений и знаний, поэтому каждый из Диксиков учится за собственной уникальной программой. Пусть даже ни он, ни мастера не знают, за какой.

Как основатель Дикси, я со своих старших классов знал, что хочу создать школу, хотя еще не знал, какую. После того, как прочитал книгу Александра Нилла “Саммерхил – воспитание свободой” о всемирно известной демократической школе, я понял, что именно идея свободы в образовании больше всего импонирует мне. Поэтому Дикси тоже была и остается демократической школой. Которая никогда не будет мейнстримом. Странной и особенной.